Когда четыре года назад в семье Коршаков появился третий ребёнок, супруги задумались, что делать со своими подросшими малышами. Отдавать их в государственный детсад не хотелось, нанимать няньку — непозволительная роскошь. Друзья шутя предложили родителям сделать собственный мини-садик, но Коршаки неожиданно восприняли идею всерьёз. «Нам показалось, что это идеальное решение нашей проблемы. О расчёте тогда мы даже и не думали», — вспоминает Андрей Коршак.

Супруги прекрасно подошли на роль воспитателей. Анастасия — мама троих детей, у Андрея высшее медицинское образование со специализацией в педиатрии и пять лет работы в детской спортивной организации. Пригодились его знания китайского и английского языков, а также владение боевыми искусствами — самбо, дзюдо и кудо. Необычный детский садик оказался настолько успешным и востребованным, что Коршаки решили не останавливаться. Они уже открыли три центра обучения детей китайскому и собираются начать набор ещё в один детский сад.

Дети Шаолиня

Чтобы начать собственное дело, Анастасии и Андрею Коршакам понадобилось всего лишь 5000 грн. На эти деньги они арендовали третий этаж частного дома в столичном районе Голосеево. Игрушки, необходимый инвентарь и декорации принесли родители малышей. Новоиспечённым воспитателям очень помогло, что их первыми клиентами стали друзья и знакомые, без лишних вопросов доверившие детей «частникам».

Сначала в мини-саду было всего шестеро детей, но желающих его посещать становилось всё больше. Поэтому спустя два года после открытия мини-сад «Кенгурёнок» переехал в отдельный дом с собственной территорией и игровой площадкой. После переезда в группе стало уже 15 детей. «У нас семейное отношение к каждому ребёнку, поэтому мы не хотим брать больше 15, — объясняет Анастасия Коршак. — В дальнейшем мы планируем развиваться, только открывая филиалы».

На постоянной основе в детсаду работают всего три человека — это сами Коршаки и педагог начальных классов школы. За свои услуги мини-садик берет 3000 гривен с ребёнка в месяц. Это невысокая оплата для Киева, например, известный Clever Kids и «Кудрявский» обходится более чем вдвое дороже. Правда, в «Кенгурёнке» нет питания. Еду дети приносят с собой с учётом своих индивидуальных диет и вкусов. По словам предпринимателей, это устраивает и их, и родителей — нередко в сад приводят детей-вегетарианцев или маленьких иностранцев, которые предпочитают есть свои национальные блюда.

В «Кенгурёнок» берут малышей с 2,5 до 6 лет, без конкурсов и тестирований. Поскольку в садике много внимания уделяют спорту и развивающим программам для очень подвижных детей, сюда приводят и аутистов, и гиперактивных детей. «Мы не проводим отборов, главный наш критерий — это доверие родителей», — отмечает Анастасия Коршак.

Помимо спорта и развивающих игр в «Кенгурёнке» есть общеобразовательные занятия, кроме того, детей обучают иностранным языкам. Английским, французским или немецким в детском саду уже никого не удивишь. Но Коршаки, уловив веяния времени, предложили родителям обучать ребят китайскому, который, по их мнению, в ближайшие 15 лет станет вторым языком международного общения. Обучение языкам проходит исключительно в виде игры. Если же ребёнок проявляет интерес к этим занятиям, преподаватели могут дополнительно заниматься с ним за 400 гривен в месяц.

Сначала иностранные языки детям преподавал сам Андрей Коршак, но с этого года с малышами занимаются носители языков. К тому же над «Кенгурёнком» взял опеку культурный центр «Институт Конфуция», при поддержке которого Коршаки планируют открыть новый филиал с углублённым изучением китайского. А уже со следующего года у старших воспитанников «Кенгурёнка» появится возможность пройти языковую практику в Китае. «Наша цель — научить деток адаптироваться к многогранному внешнему миру и дать им наилучшие коммуникативные навыки», — рассказывает Коршак.

Частный случай

Рентабельность семейного бизнеса Насти и Андрея Коршаков небольшая — около 15%. Месячный оборот достигает 50000 грн. Генеральный директор сети из четырёх детских садов «Украинский сувенир» Нина Орловская говорит, что рентабельность частных детских учреждений невелика из-за того, что дети посещают их нерегулярно. С осеннего набора до зимних праздников группы зачастую пустеют наполовину. В летние месяцы садики получают меньше прибыли из-за отпусков, зимой из-за болезней.

Кроме того, часть прибыли нужно вкладывать в развитие езда. По словам Коршаков, основные статьи их расходов — это аренда и оплата услуг преподавателей иностранных языков и домохозяйки, которая убирает и помогает по хозяйству.

Зато конкуренция среди частных детских садов невелика. В Голосеево, где работает «Кенгурёнок», — сплошь государственные детсады. Частных садиков в Киеве всего лишь около 30, а должно быть, по словам Нины Орловской, в 10 раз больше. Ведь группы в государственных садах переполнены, и записываться в них нужно чуть ли не с рождения ребёнка. «Частных садов в Киеве катастрофически не хватает, — говорит она. — Чтобы обеспечить здоровую конкуренцию и улучшить качество услуг в этом секторе, количество частных игроков должно достигать хотя бы 300».

Большинство частных мини-садов, которые посещают до 6 детей, и садов домашнего типа (до 15 детей), как и «Кенгурёнок», работают без каких-либо лицензий. Ведь согласно украинским законам разрешение на деятельность могут получить лишь частные детсады со специально построенным и оборудованным зданием. Нина Орловская жалуется, что государство не поддерживает частные садики. Лицензию получить сложно, и частые проверки вынуждают большинство предпринимателей закрывать свой бизнес в первые два года после открытия.

В то же время государственные сады проигрывают частным по многим пунктам. Дети лучше развиваются в небольших группах, где воспитатель может уделить внимание каждому ребёнку и подобрать к нему ключик. По мнению Коршака, частники больше внимания уделяют комфорту малыша, его воспитанию, индивидуальному развитию и образованию. Успех в первую очередь зависит от доверия родителей, которые предъявляют к частным садикам более высокие требования, чем к государственным. Пока «сарафанное радио» работало в их пользу, так что Андрей и Анастасия Коршаки уверены, что их бизнес будет успешно развиваться. В ближайшие месяцы супруги планируют открыть филиал «Кенгурёнка» на Печерске. И если дела у нового садика пойдут хорошо, то можно будет подумать и о новых филиалах на Левом берегу.

Дария Осиик, журнал «Фокус»