В Киеве и в Украине в целом всё больше школ с альтернативными программами обучения. В них нет оценок, расписания уроков и обязательных предметов, зато приветствуются творчество и стремление самостоятельно управлять своей жизнью. И при этом успеваемость учеников выше и подготовка к взрослой самостоятельной жизни лучше, чем в обычных школах.

Из-за конфликта с учителем 14-летний Никита Костюкевич перешёл из общеобразовательной школы в киевскую альтернативную школу-парк. Первое, что его удивило: там нет классов, оценок и домашних заданий. «Я сам решаю, когда и какие предметы учить», — рассказывает восьмиклассник Никита. Но такая образовательная демократия требует от учеников огромной ответственности — в конце года всем приходится сдавать госэкзамены. И если школьник плохо освоил программу, его оставляют на второй год. «Благодаря такому подходу мы становимся взрослее и учимся управлять своей жизнью», — уверен Никита.

«В последние годы родители всё чаще не желают развивать своих детей по шаблону и ищут для них школы с альтернативными образовательными системами», — утверждает замдиректора Института инновационных технологий и содержания образования Тамара Пушкарёва. За последние пять лет число школ, применяющих нестандартные подходы, удвоилось и составило 2000. Это уже 10% от общего числа средних учебных заведений в стране.

Самые популярные в Украине авторские системы обучения — Вальдорфа, «Росток», Эльконина-Давыдова и Монтессори. По словам Пушкарёвой, ученики, испробовавшие на себе эти программы, демонстрируют лучший уровень подготовки, чем их ровесники из обычных школ, и значительно раньше достигают эмоциональной и психологической зрелости.

Демократия и экстернат

Никите Костюкевичу до сих пор неловко называть своих учителей на «ты» и по имени. «После обычной школы к такому непросто привыкнуть», — признаётся он. Тем не менее, в отличие от обычной школы, в школе-парке учителя с учениками все вопросы решают на равных. «Директор-монарх, учи-теля-вассалы, ученики-крепостные — это пережитки советского образования, — считает директор школы-парка Ярослав Коваленко. — У нас же все вопросы школьной жизни решаются на всеобщем собрании, где голос ребёнка равен голосу взрослого».

Выбор альтернативного школьника, что ему изучать и как, ограничивается маршрутным листом с перечнем предметов. В начале каждой недели ученик берёт на себя обязательство выполнить определённое количество заданий. И пока он с ними не справится, к новым задачам его не допустят. Учителя ничего не диктуют, а лишь контролируют правильность выполнения заданий и в случае необходимости поправляют ученика.

«Тему сочинений ребёнок выбирает сам, даже если это будет рассказ о герое из компьютерных игр, — говорит Коваленко. —    Английский язык изучают, общаясь по интернету со сверстниками из американской школы — аналога нашей». Особенность демократической школы ещё и в том, что вместо классов здесь разновозрастные группы: от 6 до 9 и от 10 до 16 лет. «Это более естественная среда обитания. Ведь, согласитесь, в обществе нас окружают люди разного возраста», — объясняет директор.

Такой принцип обучения придумал русский учёный-педагог Милослав Балабан (1927-2005). «Пока на свете существует школа, а в ней звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены, дети учиться не будут», — убеждал он при жизни. Только за последние два года в Украине создали три школы, работающих по его системе.

Поскольку система для Украины ещё нова и не одобрена Минобразования, ученики школы-парка официально закреплены за обычными школами как экстерны. В конце учебного года они сдают госэкзамены. Это необходимо для того, чтобы получить аттестат государственного образца.

При симферопольской общеобразовательной школе №31 недавно создали экспериментальную школу. Её посещать и вовсе не нужно — контроль обучения проводится дистанционно. По словам директора Ольги Скребец, в первую очередь школа задумывалась для людей, увлечённых творчеством, или тех, кто не может совмещать работу с учёбой, находится за пределами страны. Но в последнее время её услугами успешно пользуются и ученики альтернативных непризнанных школ. «Весь год я учусь в школе-парке, но подтверждаю свои знания в симферопольской школе, — рассказывает восьмиклассник Костюкевич. — Ехать мне туда не приходится — устный экзамен проходит по skype, а письменные работы я отправляю на электронную почту».

С экстернами работают и школы, не придерживающиеся никаких модных систем, а просто проводящие консультации вместо привычных уроков. «В течение года наши учителя лишь контролируют самостоятельное освоение учениками программы, — рассказывает директор киевской Школы экстернов Эдуард Войтович. — В каждом квартале для оценки их знаний проводятся контрольные работы». По словам Войтовича, среди экстернов не только противники общеобразовательных школ, но и те, кто просто не может ежедневно посещать уроки: артисты, музыканты или спортсмены.

Эпохальные школы

В отличие от балабановских, валвдорфские школы признаны Министерством образования. В Украине четыре таких заведения: в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Кривом Роге. Экспериментальные классы с вальдорфской системой существуют во многих других школах страны.

«Программа нацелена не только на обучение, но и на воспитание в детях индивидуума», — рассказывает учитель одесской вальдорфской школы «Ступени» Виталина Маслова. Вместо уроков в таких школах так называемые «эпохи». Ежемесячно определяется доминирующий предмет, который на протяжении всего срока изучают в интенсивном режиме.

«Очень важно, что в нашей школе полный цикл обучения — начиная с садика и заканчивая старшей школой, — подчёркивает Маслова. — Если ребёнок переходит к нам из общеобразовательной школы, ему приходится сложно — он не приучен к самостоятельному получению знаний».

По словам педагога, многие традиционные школы интересуются вальдорфской методикой. Но изменить их профиль непросто. «Государство не желает поддерживать педагогические системы, которые учат детей быть свободными», — считает Маслова.

Впрочем, по словам Пушкарёвой, министерство всегда даёт право родителям выбирать ту систему образования, которая им нравится. «Если большинство родителей напишут в районо заявление с просьбой создать в школе классы с альтернативной системой обучения, они будут созданы», — уверяет Пушкарёва. Главное, по её словам, чтобы система прошла научную экспертизу.

Взрастить гения

В Украине существует и своя авторская программа — «Росток». Она создана 15 лет назад, но особую популярность обрела в последнее время. «Ежегодно открывается до пяти новых классов с образовательной программой «Росток», — говорит её автор Пушкарёва. Школ с такими классами уже насчитывается более двухсот. Их специфика в том, что учителя не столько дают ученикам новые знания, сколько учат их способам их добывать. «Мы приучаем детей к поиску нестандартных решений задач», — рассказывает завуч киевской школы №286 Анна Мартич. Ставка делается на математику, в первую очередь на поиск разных способов решения одной и той же задачи. «Благодаря такому подходу наши школьники более смекалистые и дают фору ученикам из обычных школ, — объясняет учитель младших классов из той же школы Людмила Вивдыч». По сравнению с обычными школьниками, у детей, обучающихся по альтернативным системам, на 20% выше успеваемость.

Такая программа больше подходит ребёнку с развитой логикой, считает психолог-педагог, консультант центра развития ребёнка «Спраут» Екатерина Истомина. Из-за высокого темпа уроков и больших нагрузок детям-флегматикам, например, вряд ли понравится в такой школе. «Отдавая ребёнка в так называемую альтернативную школу, нужно учитывать его характер, темперамент и способности, — предупреждает Истомина. — Творческий подход и погоня за лидерскими качествами приучают детей к самостоятельности, но ответственнее они не становятся». Любая система — это в конечном счёте абстракция: работать она будет, только если дети хорошо понимают, зачем им это нужно.

Учат в школе

Другие альтернативные образовательные программы

Система Зльконина — Давыдова

Знания даются детям не в виде готовых правил, аксиом и схем — содержание учебных предметов постигается в ходе групповых дискуссий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление материала происходит на уроках.

Система Занкова

Цель обучения — восприятие целостной картины мира через науки, литературу, искусство и непосредственное познание. Ставка делается на практикумы, эксперименты и «полевые» учения.

Система Мокгессори

Методика Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку. Дети самостоятельно выбирают продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Сергей Одаренко, журнал Фокус